e-mail: art@quartagallery.ru
Художественная династия – это особое пространство, в котором творчество каждого отдельного члена развивается в соответствии с определенными негласными законами, передаваемыми не вербально, но на гораздо более глубинном, подсознательном уровне. Оно накладывает свои ограничения: каждое новое поколение ощущает давление наследия и, при этом, вынуждено не только оправдывать семейную традицию, но и искать собственное, отличительное место для индивидуального творчества. Следовать, не растворяясь, поддерживать, не предавая себя. Такова история семейного художественного клана Финогеновых – Стекольщиковых, которая берет начало от известного художника-фронтовика Константина Финогенова, мастера военных зарисовок, и его жены Веры Орловой, отразившей в своем многогранном творчестве жизнь советского народа. Родители-художники, полностью посвятившие свою жизнь искусству, заложили солидную основу для творческого развития следующего поколения в лице своей дочери Млады Финогеновой, соединившей судьбу с другим ярким представителем русской живописной школы, Вячеславом Стекольщиковым. В результате этого союза появился еще один достойный продолжатель художественной традиции – Антон Стекольщиков, который, в свою очередь, передал любовь к искусству и живописный дар своей дочери Ксении.
Глядя на картины всех четырех мастеров, невольно улавливаешь какое-то тонкое внутреннее сходство, не только отражающее приверженность строгой реалистической традиции и высокую художественную школу (все члены семьи учились в Суриковском институте), но и особый «семейный» почерк работ.
Несмотря на богатое наследие Млады Финогеновой, ее можно по праву назвать мастером интерьера. Провинциальный русский быт, особенно семейный дом в Борисоглебе, занимает одно из доминирующих мест в творчестве художницы. Ее интерьеры, как, впрочем, и великолепные пейзажи, насыщены цветом и солнцем. Сменяя гамму с интенсивной на пастельную, художнице, тем не менее, удается сохранять удивительный баланс света и тени, который делает ее картины живыми и теплыми. Деревянные стены сруба словно источают запах дерева, а неизменные цветы в вазах подрагивают от дуновения ветра. Подчеркнутая точность деталей ни в коей мере не сковывает полотно, так как эмоциональная насыщенность картин художницы придает им динамику и импрессионистическую легкость. Однако начало художественной карьеры Млады, как, впрочем, и ее мужа, непосредственно связано с графикой. Свою любовь к спорту, о котором она знала не понаслышке, а благодаря личным спортивным достижениям в юном возрасте, Млада перенесла в искусство: в Союзе художников она руководила спортивной секцией художников-графиков, а в 1960-х годах создала серию великолепных литографий и офортов на спортивную тему.
Творчество Вячеслава Стекольщикова – это богатые русские пейзажи, массивные и размашистые, передающие русский масштаб и одновременно утонченное сочетание цветов. В них мало солнечных и ярких оттенков. Мир Стекольщикова-старшего отдает таинственностью и больше скрывает, чем раскрывает. Вход в его картины напоминает блуждание по волшебному лесу, где могучие деревья достигают неба, прорезанного всполохами света, а строгие церкви и деревенские дома прочно вписаны в пейзаж, не пытаясь отвоевать первенство у своенравной природы. Совсем иной характер демонстрирует богатая графическая коллекция художника, которая знаменовала начало его художественных устремлений. Именно благодаря своим графическим работам, выполненным как в технике акварели и гуаши, так и в форме авторских литографий (серия «Арктика», «Целина», «Азов» 1960-х годов) Вячеслав Стекольщиков приобрел широкую известность. Здесь на первое место выходит городской пейзаж и человек во всем богатом разнообразии своей деятельности. Это летчики, исследователи, рабочие, чьи образы, жесты и внутренний мир переданы с искрой юмора, легко и точно.
Работы Стекольщикова-младшего удивительным образом сочетают материнскую «солнечность» и отцовскую «суровость», порождая совершенно новый образ русской природы, который признает ее изменчивый характер. В них чувствуется драматичность и напряжение, а порой и конфликт между человеком и природой. Но также, как и в работах его родителей, природа Стекольщикова-младшего невероятно щедра и могущественна.
Палитра Ксении Стекольщиковой, самой младшей представительницы клана, неожиданно отличается от всех предыдущих членов семьи. В ее работах акцент смещается с внешнего света на внутренний. Картины Ксении демонстрируют и точность деталей, и любовное внимание к интерьеру, но совершенно отчетливо передают иное внутреннее видение. Художница стремится не только передать реалистичное восприятие окружающего мира, но и увидеть его теневую сторону, заглянуть в душу отраженного пространства.
Каждый из художников, несомненно, передает не только глубокую традицию русской художественной школы, но и привносит в нее дух времени и индивидуальный взгляд. Через пейзажи и интерьеры, портреты и архитектуру, каждый мастер транслирует совершенно разные эмоциональные состояния, порожденные не только внутри одной семьи, но и в рамках одной огромной страны, причудливо преломленной в судьбе трех поколений. Глубокий взгляд позволит вдумчивому зрителю заметить тонкие психологические нюансы, которые отличают творчество каждого из авторов, и, одновременно, объединяют их всех в единой динамике, придающей все новые и новые формы вечному.