Эскизы к анимационным фильмам Натальи Варламовой

31-10-2016
покупателя Quarta Gallery
Наталья Варламова. Эскиз к мультфильму «Брауни»

Графика Натальи Варламовой – пространство особенное, напитанное духом волшебства, свойственного мультипликационному искусству. Здесь каждый штрих превращается в символ, и каждый знак рождает целый поток ассоциаций. Художница передает свое ощущение мира через мощные образы, которые в ее интерпретации обретают черты объемных архетипов.

Мультфильм «Аю-Даг. По мотивам легенды о Медведь-горе» решен в стиле наивизма, сквозь который неумолимо проступает грозный шаманский дух, превращающий милую сказку о происхождении знаменитой горы в тонкую притчу об инициации с глубинным подтекстом. Варламова помещает своих героев – медведей в солнечную мандалу, испещренную загадочными символами, а появление девушки приравнивает к рождению души из глубин небытия. Разглядывая эти лаконичные эскизы, удивительным образом соединившие в себе черты наскальной живописи и изящество символизма, ощущаешь гипнотическое воздействие простых по форме и невероятно насыщенных по содержанию образов.

Еще один чудесный герой мультфильма, созданный Натальей Варламовой, шотландский домовой Брауни . Художнице поразительно удается передать двойственный характер этого существа, наводящего на фермеров ужас своим внешним видом, но обладающего добрым сердцем. Темные тона подчеркивают нечеловеческое происхождение маленького уродца с рыжими космами и окутывают все сцены таинственным сумраком, сквозь который, как сквозь века и туманы шотландских гор, проступают сцены из далекой сказочной жизни.

Эскизы к анимационному фильму по мотивам пьесы Александра Блока «Балаганчик» и вовсе не скрывают своей ранимой декадентской природы. Вся боль и драма, которыми наполнена нетривиальная пьеса великого русского поэта, прорывается через картинно изогнутые, «неживые» фигуры Пьеро и Коломбины, через застывшие лица-маски, через раздутые черные тени мистиков, вырастающие в символы грандиозных потрясений, которые предчувствовал Блок на изломе века.

И в «Дюймовочке» художница верна своему внутреннему камертону, который безошибочно рисует трагическую, подлинно андерсеновскую, героиню и ее попытки отыскать свое место в довольно неприветливом мире, где обманчиво яркие краски скрывают неласковые взгляды и недобрые действия его обитателей.

Каждая работа Натальи Варламовой, будь то знакомый с детства «Растрепанный воробей» Паустовского или забавный англосакс Шалтай-Болтай, это не просто литературный герой или интерпретация известной истории, а дерзкая попытка проникнуть в самую душу сказки, найти в ней скрытый смысл и распахнуть перед зрителем ворота в многогранный и часто пугающий мир волшебства. К примеру, классическое оформление издания рассказов К. Паустовского художником В. Цигалем живописует красочную реалистичную историю, наполненную живыми цветами и оптимистичным духом соцреализма. В черно-белой трактовке Натальи Варламовой история не только лишается привычных красок, свойственных детским историям, но и обретает подлинный драматизм. Из забавной любопытной воровки, крадущей сахар у девочки Маши, ворона превращается в черного ворона, неусыпного ночного стража, навевающего ужас на маленьких обитателей города. Теплая зимняя сказка, пройдя сквозь художественные фильтры Варламовой, трансформируется в мрачноватый сон души и напоминает, скорее, «Каприччос» Гойи, нежели детскую сказку.

Любого героя, попадающего в руки Варламовой, ждет мощная трансформация. Художница не намерена следовать традиции или довольствоваться поверхностным слоем. Она устремляется в самую глубину, раскалывая хрупкую скорлупу сказочного повествования, под которой скрывается непомерная глубина человеческой психики. Шалтай-Болтай, существо-яйцо из английской считалочки, плавно переходящее из одной сказки в другую, приобретает и вовсе загадочные черты в интерпретации Натальи Варламовой. Легкая считалочка оборачивается сложной космогонической историей, где все существа неоднозначны и напоминают пришельцев с другой планеты, а ландшафт изобилует тонкими и нереальными оттенками, словно подчеркивая абсолютную иллюзорность происходящего.

В своих работах Наталья Варламова отнюдь не стремится отразить некую объективную реальность, скорее, она шаг за шагом исследует загадочную Анима Мунди, бесконечную душу мира, отраженную в каждом сказочном существе. И масштаб этого существа или произведения не имеет ни малейшего значения, так как художница силой своего дарования способна масштабно развернуть каждый аспект, наделяя его архетипической силой и символической глубиной.

Работы Натальи Варламовой вы могли увидеть на выставке "Варианты" до 20 ноября 2016 года ежедневно, кроме понедельника с 14 до 21.00 в ARTIME.CLUB по адресу ул. Кузнецкий мост, д.12, этаж 3, студия 333.