e-mail: art@quartagallery.ru
Гравюра появилась в Европе в период раннего Ренессанса на стыке различных ремесел и изящных искусств: изготовление набивных тканей положило начало гравюре на дереве, резцовая гравюра непосредственно связана с ювелирным искусством, а офорт имеет немало общих черт с оружейным ремеслом. Особенность гравюры заключается в её тиражности, а также в её стилистике, связанной с работой в твёрдых материалах. Чем больше распространялось искусство гравюры и литографии, тем заметнее стирались границы между культурами и различными художественными традициями. Изобретение книгопечатания тесно связано с гравюрой, так как большинство книг, вышедших в XV веке, иллюстрированы с помощью ксилографии, гравюры на дереве, а в дальнейшем – гравюры на металле. Книги становились дешевле, а их изготовление заметно упростилось.
Технически гравюра представляет собой оттиск на бумаге или иных материалах, сделанный с деревянной, металлической или каменной доски, обработанной мастером и покрытой краской. Однако, искусство гравирования на протяжении всей своей истории порождало все новые и новые подвиды и техники. Благодаря своей тиражности и размеру гравюра предоставляет возможность ее детального изучения и устанавливает со зрителем гораздо более тонкую интимную связь, нежели любой иной вид искусства.
На востоке гравюра по дереву была известна уже более тысячи лет, когда, наконец, она пришла в Европу благодаря распространению бумаги. Лидирующие позиции в развитии гравировального искусства долгое время удерживала Германия, однако не отставала от нее и Италии, где широкой популярностью пользовался культ героя и воспевание античности. Одним из величайших мастеров гравюры был и остается Альбрехт Дюрер, который развил все известные ему достижения немецкой графики, обогатив ее итальянской изысканностью. Именно Дюрер поднял гравюру на уровень изобразительного искусства.
16-й век обогатил искусство гравюры благодаря вкладу блистательного творца голландского Возрождения Питера Брейгеля-старшего, который лично исполнил только один офорт, в дальнейшем предоставив техническое исполнение знаменитому издательству И.Кока в Антверпене. Однако, подлинным гением офорта стал Рембрандт, который занимался им всю жизнь и, по сути, определил стилистику данного направления на несколько веков вперед.
В 18 веке на авансцену гравировального искусства вышла Испания в лице Франсиско де Гойя. Его гравюры являются уникальным наследием для страны, где печатная графика, в отличие от иных европейских стран, не была особо развита.
В 20 веке гравюра неоднократно использовалась для пропаганды освободительных идей, а так же в публицистике, в том числе и в СССР, где она получила широкое распространение в различных творческих школах и художественных направлениях.
В галерее «Кварта» представлен широкий ряд оригинальных художественных принтов со старых гравюр известных и неизвестных мастеров 18 – 20 веков. В частности, великолепные виды Москвы за авторством Жан-Виктор Адама, французского живописца и литографа, чьи лучшие работы представлены в Версальской галерее. Другой известный француз, Андре Дюран, известный и как литограф и как путешественник, посетил Россию в середине 19 века, благодаря поддержке Анатолия Николаевича Демидова, проживавшего в то время в Европе. Результатом поездки стал альбом из ста литографий, выполненных с натуры «Живописное и археологическое путешествие по России» («VoyagepittoresqueetarchologiqueenRussie»). Необыкновенная точность и внимание автора к деталям архитектурных памятников до сих пор позволяет использовать его литографии в исследовательских целях.
Еще один знаменитый представитель Франции, Жюль Сезар Савиньи, не имевший отношения ни к искусству в целом, ни к литографии, в частности, прославился своим участием в научной экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет в 1798 -1802гг., в результате которой был издан труд «Système des oiseaux del'Égypte et de la Syrie» (Птицы Египта и Сирии) с великолепными офортами Луи Буке по эскизам Жака Баррабана. Савиньи лично участвовал при создании 105 уникальных гравюр с изображением птиц.
Русская литография представлена мастером Василием Семеновичем Садовниковым, великолепным самоучкой, прославившемся своей 16-метровой акварелью, изображающей Невский проспект и впоследствии переведенной в литографию на 30 листах.