Театральный художник Тамара Гусева. К 100-летию со дня рождения

25-01-2018
покупателя Quarta Gallery

Наблюдая любую театральную постановку, мы редко задумываемся о деталях: свет, декорации, костюмы, звуковое сопровождение. Мы воспринимаем это как единое целое, формируя общую оценку об увиденном, которая варьируется, в основном, в категории нравится/не нравится. Но любое театральное представление это совокупность колоссальной работы профессионалов в различных аспектах, чьи стремления направлены на то, чтобы создать для зрителя идеальную картинку происходящего, которая не отвлекала бы при этом от самой сути спектакля.

Одним из таких профессионалов, создающих то самое «чудо театра», была художница Тамара Гусева. В 1945 году она поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии на художественный факультет, где училась под руководством выдающихся мастеров: Юрия Пименова, Федора Богородского, Григория Шегаля. А после окончания учебы стала театральным художником. На ее счету несколько десятков спектаклей по пьесам русских, советских и зарубежных драматургов в Москве и других городах страны. Тамара Гусева была не только театральным художником, но, иногда выступала и как сорежиссер: строила мизансцены, а через костюмы старалась передать свою индивидуальную трактовку характера героя. Художница полностью погружалась в атмосферу каждого спектакля, над которым она работала, ее захватывала жизнь актера на сцене, напряженность и динамичность каждого действия, реакция зрительного зала. В своей работе над декорациями и театральными костюмами Гусева старалась не только сотворить образ каждого героя, который остается в сердцах зрителей, но и создать атмосферу благоприятную для самих актеров, чтобы на сцене им было абсолютно комфортно и легко находиться в процессе своей работы. Перед ней стояла исключительно непростая задача, которая требовала невероятной отдачи, усердной работы и, более того, тонкого чутья, которое необходимо для создания точного образа героя.

Одной из самых ярких постановок в карьере Тамары Гусевой как театрального художника был спектакль «Средство Макрополуса» по пьесе К. Чапека в Театре Советской Армии, над которым она работала в партнерстве с художницей Верой Зайцевой. На предварительных просмотрах в секции художников театра и кино Московского Отделения Союза Художников отмечались талантливые эскизы представительниц младшего поколения театральных художников, и все с нетерпением ждали постановки, работу над которой осуществляло новое молодое поколение с их необычными замыслами. Сама по себе пьеса – острый и довольно злой памфлет на буржуазную действительность в капиталистических странах, характерная для советских постановок 1960-70х годов. Материал спектакля давал Тамаре Гусевой и ее коллеге возможность проявить свои остроумные и лаконичные решения в декорациях. Тамаре Гусевой и Вере Зайцевой удалось создать такую атмосферу, в которой жизнь и поступки персонажей кажутся естественными и ненадуманными. Художники мастерски использовали пространство и фигуры в нем, сочетая цвета и формы, создавая единую картину происходящего. После выхода спектакля «Средство Макрополуса» критики отмечали не только режиссуру и игру актеров, но и проделанную работу театральных художников. Для критиков не прошел мимо и тот факт, что несмотря на строгую лаконизацию допускаемых на сцене вещей, они были «универсальными» по смыслу, несли в себе множество символов. Более того, отмечалось, что молодым художницам удалось включить все элементы оформления в тематическую ткань спектакля, что является сложной задачей даже для профессионалов с многолетним опытом.

Тамара Гусева открывается нам как многогранный художник и невероятно талантливый человек: все ее работы, начиная от небольшого этюда и заканчивая декорациями к спектаклю, разноплановые, насыщенные и глубокие. К сожалению, нашему поколению уже не удастся посмотреть на постановки, где Тамара Гусева выступала как театральный художник, но, тем не менее Галерея «Кварта» предоставляет уникальную возможность заглянуть в чарующий мир закулисья и, в буквальном смысле, прикоснуться к театральному миру. Галерея представляет эскизы театральных костюмов к спектаклям «Любка-Любовь», «Вешние воды», «История одной любви», «Когда не заходит солнце», которые в 1960-х годах ставились на сцене Театра Советской Армии. Эскиз каждого театрального костюма детально проработан, вплоть до рекомендаций по такни, цветовым решениям, возможным вариантам, аксессуарам. В работах Тамары Гусевой чувствуется энергетика каждого героя, хотя, казалось бы, это лишь эскиз, но ее талант и самоотдача передавались в каждой небрежной, но столь точно прорисованной складке платья или детали, завершающий каждый образ, будь то платок на шее или поношенная льняная кепка.

http://www.quartagallery.ru/guseva-tamara/