Встреча с Мастером

01-03-2016
покупателя Quarta Gallery
Выставка Мая Данцига в Минске
О поездке на выставку Мая Вольфовича Данцига, прошедшей в Национальном музее Беларуси в Минске осенью 2015 года и посвященной 85-летию Мастера.

Поездку на юбилейную выставку народного художника Беларуси Мая Вольфовича Данцига в Национальном художественном музее Республики Беларусь мы планировали с того самого момента, как узнали, что она состоится осенью 2015 года. Мне очень хотелось попасть на Открытие выставки 15 октября, но наша собственная выставка в Москве не позволила этого сделать. Однако это оказалось к лучшему. Во-первых, мы пришли в музей в будний дождливый день ровно через 10 минут после его открытия, и, хотя в кассах уже образовалась небольшая очередь, все же не было толпы, журналистов, сотни поклонников таланта замечательного минского мастера. А во-вторых, и это самое главное, нам удалось повидаться с Маем Вольфовичем, который уже успел отдохнуть от напряженной пред-выставочной недели и от многоголосой и суетной праздничной обстановки Вернисажа, у него дома в теплой дружеской атмосфере и поговорить о многом: о выставке, о творчестве и просто о жизни.

С этим удивительным человеком судьба меня свела в 2011 году, когда я с коллегами приехала в Минск в поисках материала для выставки белорусских художников в частной галерее, где я работала. Май Вольфович поразил меня сначала сам во время первой встречи у него в студии. Человек необыкновенной энергии, огромного жизнелюбия, речь которого — увлекательный поток, полный интересных жизненных историй, искрометного юмора и философских, ни на секунду не занудных размышлений, многие из которых вполне могут стать историческими афоризмами. Слушать Данцига — это почти гастрономическое удовольствие — чем больше слушаешь, тем больше хочется услышать. И про детство, и про последний поезд, на котором семья бежала из Минска за день до его оккупации, и про учебу в Суриковском институте в Москве, и про собственное творчество, и про искусство вообще. А когда при этом ты еще и видишь его картины — тут уж фигура Мастера предстает перед тобой во всем своем величии и уникальности.

В этот приезд нас поразила графика художника — ее мы раньше не видели, и в полном объеме она выставлялась впервые. Более ста работ (карандаш, пастель, уголь) 1950-70-х годов — это портреты, жанровые сцены, бытовые зарисовки, театральные костюмы, выполненные невероятно технично и точно, но в то же время создающие ощущение легкости. Каждый рисунок — живая картинка, где эмоции переданы так реалистично, а детали настолько достоверно передают атмосферу, что ты безоговорочно веришь Мастеру, который переносит тебя в то далекое время.

И все же Данциг более известен своими монументальными работами как советского, так и современного периода. В коллекции музея самые лучшие работы художника, выполненные им на протяжении последних 60-ти лет, все они были представлены на юбилейной выставке. Два этажа невероятной энергии, мощи и истории. Переходя из зала в зал, ты встречаешь на огромных полотнах сильных и красивых людей, большие города, сцены, передающие знаковые эпохальные события — погружаешься в мир художника, который полон любви к жизни во всех ее проявлениях. В то же время творчество Мая Данцига — не просто рассказ и не просто история увиденного, оно полно символизма и дополнительных смыслов.

Студенты на мосту, бегущие навстречу весне; новоселы, въехавшие в пустую квартиру, где начнется их новая жизнь; девушка на балконе, наблюдающая молодой строящийся город, рабочий с ребенком на руках рядом с молодой женой — это картины 1950-1960х годов о молодости и надеждах, о вере в будущее и стремлении сделать его прекрасным.

Два зала выставки были полностью посвящены теме Великой Отечественной войны и сотням тысяч не вернувшихся домой с поля боя. Огромный лес берез, на стволах которых приклеены фотографии — многометровый коллаж — дань памяти погибшим в белорусских лесах партизанах.


Май Данциг — художник широкого творческого диапазона и работает практически во всех жанрах, включая станковую и монументальную живопись, сюжетно-тематическая картину, портрет, пейзаж, натюрморт. На протяжении многих десятилетий он пишет своеобразную живописную биографию любимых городов Беларуси: Витебска и Минска. Многие его полотна, такие как «Мой Минск» (1967) и «Мой город, древний, молодой» (1972) стали классикой и вошли в золотой фонд Белорусского искусства. В своих работах он сочетает монументальную выразительность и экспрессию формы, тонкие цветовые решения и тщательно продуманные ракурсы. Несмотря на лаконичность своего изобразительного языка, Данциг выбирает сочную живопись и яркую цветовую гамму, особенно выделяя красные оттенки. В свои 85 лет Май Вольфович полон новых задумок и проектов, и мы с нетерпением будем ждать новых шедевров.


Галерея «Кварта» представляет великолепные работы Мая Данцига раннего периода творчества.
http://www.quartagallery.ru/dancig-may/